Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие
качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это -
прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его
организма и физиологические функции последнего. К числу признаков,
характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие
показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др.
У детей дошкольного возраста нужно сосредоточить внимание на развитии таких
физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер,
сила и выносливость.
В связи с этим в ФТГ прописано: «Содержание образовательной области
«Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Ø развитие физических качеств
(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Ø накопление и обогащение
двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Ø формирование у воспитанников
потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств в ходе режимных моментов
1. Утренняя гимнастика
является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация
должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению
определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать
день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12
мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных
условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течении года важно помнить
об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней
гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть вредны разные ее типы
и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Предлагаем разные варианты.
Ø Утренняя гимнастика игрового
характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений
имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые
выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Ø Упражнения на полосе препятствий -
детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение
двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение
числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных
пособий.
Ø Утренняя гимнастика может
проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики
обязательно проводится на воздухе - в течении 5-7 мин. непрерывный бег в
среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце
гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Ø Комплекс упражнений с тренажерами
простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца,
диск "Здоровья").
Ø Комплекс музыкально-ритмических
упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в
танцевальных движениях.)
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.
Активизация функциональной деятельности организма детей 5-7 лет происходит за
счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики - 10-12 мин.,
длительность непрерывного бега - 2-З мин., увеличение количества подскоков -
30-50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение
повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на
коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов).
В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь
комплекс целиком после 2-3 повторений. Во время организации необходимо
музыкальное сопровождение.
2.Проводится физкультминутка
воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости
от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию
элементарных математических представлений, главным образом в момент появления
признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть
фрамуги.
Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной
работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается
внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.),
наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя
у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения
общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны,
полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с
движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы
выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей
строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у
ребенка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время
которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные
движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет
активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит
из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием
разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение
на расслабление 1-2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
3.Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому
развитию является основной формой организованного обучающего физкультурного
упражнения ДОУ, обязательной для всех детей, проводимой круглый год. Летом
физкультура не отменяется.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы
физкультурных занятий:
Классические занятия (по схеме:
вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые занятия (с использованием
игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные
игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и
т.д.).
Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное
ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка
задания тренером).
Занятия серии "Изучаем свое тело" (беседы о своем теле, обучение
самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию
первой медицинской помощи).
Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики
ребенка и пути их устранения).
4. Проводятся подвижные игры,
физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная
двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная
установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или
количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже
освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и
спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и
бессюжетные, к спортивным (элементы спортивных игр) - волейбол, баскетбол,
бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует
классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание
и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой,
средней и малой подвижности).
5. Летние забавы на прогулках.
В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме
решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт
возможность приобрести двигательные навыки и умения.
Игры-забавы - это по существу физические упражнения, облеченные в игровую
форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки).
Применяется следующий ряд некоторых летних игр-забав:
1. Кросс с мячом (эстафеты с мясом, свободные игры с мячом,
"козёл", элементы игрового баскетбола, волейбол).
2. Соревнования - поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости,
выталкивание из круга).
3. Игры с вертушкой (игры забавы).
4. Игры на асфальте (классики, пятнашки).
5. Игры с песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными
пузырями.).
6. Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
7. Русские народные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки
и т.д.).
8. Метание стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто
дальше, летающие тарелки и др.).
9. "Школа мяча" (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее
и т.д.).
10. Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром
и т.д.).
11. Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с
разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).
12. Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ходьба по скамейке,
бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге.).
13. Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, купание,
плавание.).
6. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого
ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому
может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна(гимнастика пробуждения),
который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и
её продолжительность (от 7-15 минут).
- Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 упражнений типа
"Потягушки", "Винтики", "Спортсмены".
- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под
звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5
общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных
положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу,
постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную
группу с температурой 17-19 градусов.
В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические
движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем
одеваются.
- Упражнения с тренажёрами или на спортивном комплексе (в группе, в спальне,
физкультурных залах). Дети занимаются подгруппами 7-10 человек.
- Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в
одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики
переходят к водным закаливающим процедурам (обливание ног от 36 градусов,
затем 18-19 градусов; для ослабленных 36-28-36 градусов), обтирание влажной
варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем).
7. Закаливание - важнейшая
часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами
закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным
образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни
верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.)
являются охлаждение организма.
Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу
органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность
организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды
вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло
и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким
изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные
дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны,
отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких
результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих
процедур.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при
соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность,
систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим
процедурам.
Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время
года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более
быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное
воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные
процедуры могут быть местными (умывания, ножные ванны, обтирания или
обливания до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в
бассейне или открытом водоёме).
Температура воды должна быть 28-36Сº, тогда вода не вызывает большого
напряжения механизмов терморегуляции. При этом тело ребенка не должно быть
переохлаждено или перегрето.
Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывания
(ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей
целью), ножных ванн, обливания ног (эффект будет только в том случае, если
прохладную воду лить на теплые ноги ребенка).
8.Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня
детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная
деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от
условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью
можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя
при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время
дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во
время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны
чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании
физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений,
разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня
специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и
новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить
различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет
избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр,
предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя
способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей,
хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
9. Музыкально-ритмическая
деятельность и др.
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:
1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений
(ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения
для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.
2. Упражнения с музыкально - ритмическими заданиями или музыкально -
дидактическая игра.
3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по
совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы.
Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки или так
называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые
двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства,
сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под
счет или в индивидуальном ритме.
Упражнения без музыки:
Ø помогают принимать правильное
исходное положение;
Ø способствуют осознанию работы
двигательного старта;
Ø укрепляют отдельные группы мышц и
увеличивают подвижность суставов;
Ø формируют навыки построения и
перестроения.
10.Психогимнастика очень
полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной
утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т.д.
Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры)
направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы
психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это,
физические упражнения можно использовать не только для физического
совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения,
творческих способностей.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать
следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.
1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
3. В зависимости от условий применения данных упражнений используются
различные позы.
4. Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и
расслабленности.
5. Не спешить заканчивать релаксацию.
6. Дети могут полежать, если им хочется.
7. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться,
словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается
предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то
целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).
Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку. Такие
нетрадиционные методы: как вводная медитация, спокойный танец, релаксация
помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить
замкнутость и снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки
концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются
различными текстами, помогающие детям лучше представлять тот или иной образ,
войти в него.
Развивая физические качества, воспитатель также оказывает помощь родителям в
приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются
уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации,
рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации
двигательной деятельности ребенка. Работа с родителями позволяет расширить их
педагогическую компетентность, повысить заинтересованность семьи в
результатах психофизического развития ребенка.
|