Консультация
по физкультуре для воспитателей
Подвижная игра, ее значение в физическом
развитии дошкольников Основной формой обучения детей движениям признаны
занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического
воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во
всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных
по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование
некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения,
как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только
широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх,
но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр,
начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются
детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в
подвижных играх.
Как
известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра
как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и
психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование
его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности
ребенка-дошкольника.
Но в то же время игра не может служить средством
обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим
определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных
волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и
прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в
форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для
закрепления и совершенствования этих движений.
Для младших дошкольников подвижные игры являются
жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются
благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей,
формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение
игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в
различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными
движениями.
В младшем
дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного
целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако
меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка
двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в
заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко
преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за
них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до
определенного места и т. д.).
Многократное
повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических
усилий, координации движений.
Таким
образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не
только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость,
быстрота, выносливость.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на
свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе
усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление
кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние
здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается
сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных
учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их
играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие
игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени
дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в
соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей,
формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных
эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и
элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников,
развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи,
которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Ребенок -
существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и
развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и
игры с беганием прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.
Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает
человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но
должна быть всегда.
Подвижные
игры классифицируются по:
. степени подвижности (игры малой, средней,
большой подвижности) ;
. преобладающим движениям (игры с прыжками, с
перебежками и др.) ;
. предметам, которые используются в игре (игры с
мячом, с лентами, с обручами и др.) .
«Мозговой штурм»
Продолжи
фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое
развитие) .
Основное
специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения) .
Детский
туризм это - … (прогулки и экскурсии) .
Ходьба,
бег, прыжки, лазанье и метание - (основные виды движения).
От чего
зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима;
прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда;
соблюдение режима дня)
Вы на
прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор
детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в
экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п.
Решите педагогические задачи:
Семья отправилась на прогулку в лес. Во время
отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у
неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из
предложенных реакций родителей наиболее правильная?
1.
Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим
детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это
опасно.
2. Отец
похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем
самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
3. Мать
успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем
отшлёпала его.
Ребёнок не хочет есть.
Бабушка
старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки.
Мать
обещает купить новую игрушку.
Отец
говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением
заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению
П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок
готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры
побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика
подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на
сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются
ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные
игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной
жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно
назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию
физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил
поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из
условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий
мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются
социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в
которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти
решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир,
но и преображает его.
Значение
подвижных игр
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания
детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения,
упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные
движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют
лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению
жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и
на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.
Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры
детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от
движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность,
смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей,
доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником
подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны
яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры
определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в
детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в
которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры
подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять
те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре
выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность
действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила
обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в
разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила
по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в
помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они
входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру,
они могут проводить её самостоятельно. Руководство подвижными играми с
правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель
учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности,
доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за
тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые
движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может
вызвать их пере возбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо
обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них
интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке,
в часы досуга, на праздниках и т.д.
Итак, подвижная игра
— одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все
стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое,
умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Возрастные
особенности подвижных игр
От трех до четырех
Установите в подходящем месте пластмассовое ведро или
большую корзину. Встав достаточно близко, покажите ребенку, как забрасывать
туда мяч. Каждый раз после точного попадания победитель делает шаг назад.
Проигравший передает мяч другому. В 3 года ребенок уже в состоянии крутить
педали, поэтому можно учить его кататься на трехколесном велосипеде. Первое
время малышу требуется отдых через каждые несколько метров. В парке можно устроить "прыжки в
длину". Для этого на землю нужно положить параллельно две палки и
постараться перепрыгнуть через обе. Расстояние между палками нужно увеличивать
соответственно успехам ребенка.
От четырех до пяти лет
Научите ребенка играть с мячом: попросите подбросить мячик в
воздух, потом хлопнуть в ладоши и поймать его.
В этом возрасте, когда дети уже могут совершать дальние походы, хорошо
некоторые прогулки превращать в путешествия или экскурсии (на речку, в зоопарк,
на выставку). Маршрут лучше выбрать не самый короткий, а самый приятный и
интересный. Если взять с собой фотоаппарат и сделать несколько хороших снимков,
то уже можно считать прогулку удачной. Кроме того, это создает праздничное
настроение и учит вниманию к деталям.
Можно сходить и на "охоту": собрать листья и веточки разных
деревьев, семена, шишки. Вечером после прогулки вместе с малышом оформить
гербарий или сделать коллаж из ваших трофеев.
В парке или в лесу можно играть в следопытов (разведчиков): отыскивать
друг друга по следам или особым знакам (стрелочкам из тростинок и т.п.).
Примеры
подвижных игр для детей от 3-7 лет
ЛЯГУШАТА
И ЦАПЛЯ
Материал: мел.
Ход игры
На площадке чертят круги - домики (по количеству играющих).
Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата.
Они находятся в своих домиках - кругах. Со словами: "Долго мы сидели в иле,
погулять не выходили, вылезайте из пруда, выходите все сюда”, - подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают
из своих "домиков” и веселятся. Неожиданно выбегает Цапля со словами:
"Кто здесь квакает "кваква”?
Разбегайтесь кто куда!” - и начинает ловить Лягушат.
Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.
ВЕСЕЛАЯ
АРИФМЕТИКА
Материал: мяч.
Ход игры
Играющие стоят, образуя круг. По команде ведущего, например,
"
СВЕТОФОР
На площадке чертятся две линии на расстоянии 5-
Подведение
итогов выступления.
Уважаемые
коллеги, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу данного выступления.
- Уделять
особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной
активности дошкольников.
-
Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной
организацией двигательной активности
-
Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных
проведений подвижных игр.
- В группах пополнить картотеки по подвижным
играм, изготовить атрибуты к подвижным играм.
Предлагаю
внести эти предложения в решение нашей консультации.
Ответственные: воспитатели, инструктор по
физкультуре.
Срок: в
течение года
Дата: до
конца учебного года.