«Антистрессовая гимнастика для детей
дошкольного и, младшего школьного возраста» разработана в виде
оздоровительно-познавательных игровых комплексов.
Цель - раскрытие глубинного природного
потенциала личности каждого ребенка.
Основные задачи:
§ помочь детям овладеть эффективными
приемами снятия стрессов,
§ повысить защитные силы детского
организма,
§ формировать нравственное здоровье
ребенка.
В процессе реализации всех вышеперечисленных
задач основной акцент в работе с детьми ставится на развитие внимания каждого
ребенка к самому себе, а также на гуманизацию отношений и между взрослыми и
детьми, и между сверстниками.
Большое значение имеет качество выполнения
упражнений по технологии «Целительные руки». Дети учатся обращать свое внимание
вовнутрь себя, отслеживать процессы которые там происходят, чувствовать
изменения в собственном организме.
Не стоит торопить ребенка с ответом и
требовать ответа на вопрос: «Что ты почувствовал?» Пусть он заговорит только
тогда, когда захочет, когда ему будет что сказать. Нужно избежать формальных
ответов.
Особое внимание следует обратить на работу с
детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). Не стоит перегружать занятие
лишней, трудной для понимания информацией (например, о строении организма).
Можно заменить вопросы1 репродуктивного характера, направленные на воспоминание
чего-либо (например, вопрос о скафандре), просто сообщением данной информации
на первых занятиях. На последующих занятиях дети смогут сами ответить на данные
вопросы. Таким образом, взрослый может воздействовать на развитие словарного
запаса ребенка, на развитие его речи.
Воспитателю, учителю/маме или папе важно
наблюдать за ребенком в процессе выполнения упражнений: не устал ли он,
интересно ли ему, не слишком ли затянута пауза при выполнении техник
«Целительные руки». Надо помнить, что многие дети в младшем дошкольном возрасте
не любят (даже боятся) долго находиться с закрытыми глазами. В таком случае
глаза можно не закрывать. Заканчивать комплекс надо в то время, когда ребенку
хочется еще поиграть. Тогда каждый следующий раз он играть будет с желанием.
Желательно придерживаться определенной структуры занятий:
1.
Подготовительный этап. Мотивация к игровой деятельности.
2. Техники
«Целительные руки».
3. Техники на
принципе резонанса, вибраций.
4.
Заключительный этап. Выход из игровой ситуации. Акт внимания и благодарения.
Занятия антистрессовой гимнастикой следует
проводить босиком или в тонких носочках. Упражнения в положении сидя проводятся
на паласе, коврике. Летом комплексы желательно проводить на свежем воздухе,
стоя на песке или траве. В холодное время года занятия проводятся в помещении,
которое следует предварительно тщательно проветрить.
Рекомендуется заниматься антистрессовой
гимнастикой 2-3 раза в неделю. При желании можно заниматься ежедневно.
ВНИМАНИЕ! Если у ребенка выявлено плоскостопие, то упражнение «частое топанье ступнями ног по полу» следует заменить на упражнение «частое топанье пятками по полу».
Игровые оздоровительные комплексы следует
регулярно менять согласно таблице.
Режим
оздоровительной работы |
Частота
смены комплексов |
Продолжительность
занятия |
1 - 2
раза в неделю |
1 раз в
месяц |
15-20,мин |
3 раза
в неделю |
2 раза
в месяц |
15 -20
мин |
Ежедневно |
1 раз в
неделю |
15 -20
мин |
Хотелось бы выразить пожелание к качеству речи
взрослого играющего (воспитателя, учителя, родителя). Речь должна быть
доброжелательной, правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной.
Она должна увлекать мысли ребенка в нужное направление.
Желательно избегать в речи таких слов, как «представьте», «вспомните». Эти слова активизируют мыслительный процесс. Для оздоровительной антистрессовой работы этот процесс не важен. Важно обращение к эволюционной врожденной памяти ребенка. Поэтому чаще следует употреблять слова: «давайте увидим», «посмотрите», «почувствуйте».
Во время проведения занятия может звучать
спокойная, тихая классическая музыка. Упражнение «похлопывание по спине,
плечам, голове» и виброупражнения может сопровождать более ритмичная музыка.
План действий при использовании одного
и того же комплекса
№
занятии |
Действии взрослого |
Действия
ребенка (детей) |
1-2 |
Задает
вопросы, дает достаточно времени на обдумывание ответов. Выслушивает всех
детей, желающих высказаться. При отсутствии правильного ответа на
вопрос-загадку представляет необходимую "информацию. Сам произносит все
стихотворения, показывает движения. Напоминает о важных правилах. |
Отвечают
на вопросы взрослого, отгадывают загадки. Рассказывают о своих наблюдениях.
Повторяют за взрослым движения. Выполняют правила игры. |
3-5 |
Сокращает
время для обдумывания ответов. Выслушивает хоровые ответы или ответы
.необычные, не повторяющиеся. Просит детей произносить стихотворения вместе,
с ним. Корректирует правильность выполнения упражнений. Подбадривает детей,
хвалит всех. |
Отвечают
на вопросы хором или придумывают необычные ответы на загадки. Делятся своими
наблюдениями, не повторяя Друг Друга. Произносят стихотворения вместе со
взрослым. |
6-8 |
Может
не задавать вопросы репродуктивного характера, если уверен, что ответы • на
них дети знают. Уделяет больше внимания качеству выполнения упражнений.
Рассказывает детям о собственных .наблюдениях, ощущениях при работе по
технологии «Целительные руки». Внимательно наблюдает за настроением детей и
делает вывод о необходимости перехода к следующему комплексу. Благодарит
детей за помощь в проведении занятия. |
Учатся
чувствовать малейшие изменения в организме. Могут задавать вопросы ДРУГ другу
или взрослому. Самостоятельно произносят стихотворные строки. Правильно и
практически самостоятельно выполняют упражнения при небольшой помощи
взрослого. |
9-10 |
Комплекс
повторяется в том случае, если дети хотят поиграть еще в эту игру, или
взрослый делает вывод о необходимости закрепления навыка. Взрослый -
равноправный партнер в игре, не более. |
Выполняют практически самостоятельно весь комплекс, дома учат своих родственников выполнять упражнения. |
«Занятие антистрессовой гимнастикой очень понравилось. Считаю его очень важным и полезным. Дети учатся лучше понимать себя, свое тело. Это необычно, весело».
Комплекс
антистрессовой гимнастики
Для снятия стресса и напряжения поможет
небольшой комплекс специальных упражнений.
1. "Готовим ладоши".
Ладоши энергично растираем и стряхиваем (3 - 5 раз).
Поставили ладоши параллельно друг другу, ощущаем тепло между ними.
2. "Моем голову".
Массажные движения пальцев снизу до макушки. Начинаем
с затылка и заканчиваем на темени. (3 - 5 раз).
3. "Постукивание".
Кончиками расслабленных пальцев постукиваем по голове
до появления звука. Направление снизу вверх и от затылка к темени (3 - 5 раз).
4. "Поправляем прическу".
Расправленными ладонями проводим ото лба до затылка,
не касаясь головы, как бы поправляя прическу. Все лишнее сбрасываем (3 - 5
раз).
5. "Постукиваем вокруг ушей".
Кончиками расслабленных пальцев постукиваем между
ушей, начиная от висков (3 - 5 раз).
6. "Делаем пельмени".
Разминаем, массируем ушные раковины.
7. "Слушаем шум воды".
Ладонями закрываем уши, довольно плотно, но не
нажимаем. Кончиками расслабленных пальцев постукиваем по затылку (3 - 5 раз).
8. "Кошечка стряхивает воду".
Волна идет по всему телу вниз.
9. "Забиваем пятками гвозди".
Поднимаемся на носки и резко опускаемся (5 - 6 раз).
10. "Роняем мешок вниз".
(Очистительное дыхание). Делаем вдох через нос,
медленно поднимаем руки вверх, через макушку. Находим все наши обиды, тревоги и
волнения. Все это собирается в "черном мешке", который мы подняли над
головой. На выдохе через рот, расслабляясь, наклоняемся и роняем
"мешок" вниз. Он падает, лопается, его содержимое сгорает, согревая
вас. Поднимая руки вверх, делаем вдох. Вас омывают струйки серебряного дождя.






