ФГОС ДО
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
Понятие ФГОС - (англ.
standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные
для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт
– комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к
продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности
потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное
пользование правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен
выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого
человека на качественное образование.
ФГОС
- система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной
нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности
реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС
ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные
ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей
дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и
широкой общественности.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не
является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в
виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и
общества.
В
соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как
отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего
образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это
признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой –
повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования«.
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования
учитывает:
- самоценность этапа
дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное
разнообразие детства;
- возрастные закономерности
и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности
и возможности детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- возможность
профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Образовательные
организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом
примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые
будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные
программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Разработка
стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в
сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института
развития образования Александра Асмолова.
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии
с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования) утверждён
17 октября 2013 года
Приказом №1155 Министерства
образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван
нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для
каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре
проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе
психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.