Система работы по
здоровьесбережениюс использование нетрадиционных
технологийв физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного
возраста.
Цель
наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не
атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,
уравновешенных
физически и нравственно людей.
С. Я. Эйнгорн.
В настоящее время проблемы здоровья
стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья
детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок,
растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко
наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на
перспективы их дальнейшего развития.
Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека,
который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Физическое
здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития
человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит
созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к
внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,
привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни.
Физическая культура
охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для
нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне
важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном
возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не
только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Вместе с тем
актуальной проблемой стало использования альтернативных физкультурных занятий
нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и
потребностей старших дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего
образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации
учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей.
Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может
правильно, полноценно развиваться.
Творческий подход к организации физкультурных
занятий, придумывание интересных форм их проведения, содержание, методы и
приемы, помогают мне создавать условия для обеспечения формирования прочного, устойчивого интереса к
физкультуре у детей, потребность заниматься ею.
Цель здоровьесберегающей технологии:
Создать условия обеспечения для дошкольника высокого уровня реального
здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых
для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Для
того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается
комплекс конкретных задач. Только в единстве они становятся действительными
гарантами всестороннего гармонического развития человека.
Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей;
• совершенствование функций организма,
повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.
Образовательные
задачи:
• формирование жизненно необходимых
двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными
особенностями;
• создание условий для реализации потребности
в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей и
способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через
спортивно-оздоровительную активность.
Воспитательные
задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе
жизни;
• воспитание потребности в физических
упражнениях и играх;
• воспитание физических качеств, необходимых
для полноценного развития личности.
В
результате занятий к концу учебного года ребёнок приобретает ряд новых необходимых
к школьной деятельности качеств.
1. Способность правильно выполнять основные виды движения
(ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание).
2. За счёт хорошо укреплённого мышечного корсета сохранение
правильной осанки при сидении за партой.
3. Основы умений и навыков по выполнения общеразвивающих
упражнений без предметов.
4. Основы умений и навыков по выполнению общеразвивающих
упражнений с гимнастическими предметами и снарядами.
5. Умение выполнять перекрёстные движения, свидетельствующие
о развитии межполушарного взаимодействия.
6. Умение сосредотачивать внимание мобилизировать
двигательную память.
7. Умение уверено ориентироваться в окружающей среде.
8. Культуру выполнения движений, способность к
сотрудничеству и взаимопомощи.
9. Сформированную зрительномоторную и вестибулярномоторную
координацию.
10. Развитие основных физических качеств: ловкости,
координацию движений, гибкости, выносливости, чувства равновесия.
Кроме традиционных приёмов по здоровьесбережению, я включаю
в свою работу технологии по здоровьесбережению с нетрадиционными приёмами.
Технологии
обучения здоровому образу жизни с использованием нетрадиционных приёмов.
-Утренняя гимнастика по
методике Н.Н.Ефименко;
-Физкультурные занятия с
элементами «Театра физического воспитания»
по методике Н.Н. Ефименко;
-Точечный массаж;
-Гимнастика для глаз;
-Дыхательная гимнастика;
-Неделя здоровья;
-Горизонтальный пластический
балет по методике Н.Н.Ефименко (студия «Пантера»);
-Спортивные праздники;
-Профилактика плоскостопия (кружок «Топотушки»);
-Пальчиковая гимнастика;
-Релаксация;
-Психогимнастика;
-Гимнастика пробуждения по методике Н.Н. Ефименко
Использование в оздоровительной
работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других
не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её
снижению, снизилась простудная заболеваемость, повысилась посещаемость. Дети
легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Таким образом, правильно организованная систематическая
физкультурно-оздоровительная работа в детском саду положительно влияет на
физическое развитие детей.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены
здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не
заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является
у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому
образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к
ценности своего здоровья.