Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Топотушки»
по профилактике плоскостопия
старший
дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
срок
реализации: один учебный год
Пояснительная
записка
Особую тревогу в нашей стране вызывает увеличение численности детей, имеющих
уплощенную стопу или плоскостопие.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего
здоровья ребенка. Это избавит его от нарушения работы многих органов и систем
растущего организма. Например, от боли в икроножных мышцах, частого
«подвертывания» стоп, болей в суставах, а также от головных болей вследствие
пониженной рессорной функции стоп, и возможно, от остеохондроза в будущем.
Специалистами установлена определенная связь между состоянием стопы и
избыточной массой тела, наличием определенных заболеваний (рахита, слабости
опорно-связочного аппарата у часто болеющих детей и др).
Таким образом, при плоскостопии у ребенка
наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень
физического развития и соматического здоровья ребенка.
Чтобы
уменьшить предотвратить данные
проявления, необходима систематическая профилактическая работа со всеми детьми,
а не только с теми, у которых обнаружены функциональные нарушения. В МДОУ
«Теремок» №6 г. Аксай Ростовской области
каждый год в ходе медицинского осмотра и при проведении скриннинговой
программы врачом-ортопедом, врачом-педиатром детской поликлиники выявляются
дети, имеющие плосковальгусные стопы.
Так,
например в 2011 году выявлено детей с наушением опорно-двигательного аппарата
5% ; в 2012 году выявлено детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
7,2%.
В
поисках новых подходов работы была изучена структура нарушений
опорно-двигательного аппарата. Поэтому и возникла необходимость в разработке модифицированной дополнительной образовательной
программы, которая помогла бы педагогу организовать работу, направленную на
максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
Дополнительная
образовательная программа апробированная
в течение одного учебного года, дает возможность педагогу для творческого
подхода к выбору содержания и методов работы, позволяет учитывать возраст и
индивидуальные особенности детей. Она позволит добиться значительного снижения числа детей, имеющих
нарушения, в результате комплексного использования средств физического
воспитания. Необходимой формой работы в МДОУ с детьми старшего дошкольного
возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата явилось – создание кружка «Топотушки» по
профилактике плоскостопия.
Кружок, как организованная форма
работы составная часть физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ, призвана
содействовать оздоровлению, формированию и развитию ребенка, она способствуют
более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению
физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его
возрастной норме.
Дополнительная образовательная
программа по профилактике плоскостопия отвечает особенностям физического
развития детей дошкольного возраста и медицинским требованиям коррекции
плоскостопия.
В рамках программы разработаны:
·
учебный план;
·
учебно-тематический
план работы с детьми;
·
перспективно-календарный
план работы кружка по профилактике плоскостопия;
·
конспекты организованной деятельности
(приложение 1);
·
комплексы
упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия (приложение 2);
·
игры по
профилактике и коррекции плоскостопия (приложение
3);
·
рекомендации инструктора ФИЗО педагогам МДОУ по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
(приложение 5);
·
рекомендации
инструктора ФИЗО родителям по
профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста приложение (приложение 6);
·
тесты для
выявления нарушений плоскостопия (см. описание планируемых результатов)
Направленность данной дополнительной образовательной программы: профилактика и коррекция плоскостопия у детей
дошкольного
возраста с нарушением опорно-двигательного
аппарата.
Новизна данной
дополнительной образовательной программы:
·
в использовании тематического сюжетно-игрового
характера организованной деятельности со стихотворным сопровождением
выполняемых упражнений;
·
в провидении комплексной профилактики и коррекции плоскостопия
в достаточно ранние сроки (дошкольный возраст);
·
профилактика и коррекция плоскостопия проводится
инструктором ФИЗО совместно с медперсоналом
в организованной деятельности с детьми.
Цель данной модифицированной дополнительной
образовательной программы: профилактика
и коррекция
детского плоскостопия .
Задачи модифицированной
дополнительной образовательной программы:
·
раннее выявление
детей с диагнозом плоскостопие и нарушение осанки;
·
укрепление у детей
опорно-двигательного аппарата, укрепление
мышечно-связочного аппарата стоп и голени и освоение детьми специальных
упражнений;
·
заинтересованность
детей упражнениями и играми по профилактике и коррекции плоскостопия;
·
проведение
просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей.
Дополнительные задачи по обновлению содержания
образования: повышение мотивации
двигательной активности детей в организованной деятельности путем использования
мультимедийного оборудования, профилактики нарушений осанки путем
использования CD-обучающих программ.
Предполагаемый
результат учебного процесса: позволит добиться значительного
снижения числа детей, имеющих нарушения,
в результате комплексного использования средств физического воспитания; частичная
коррекция нарушений осанки и свода стопы; повышение интереса детей к
организованной деятельности, преодоление негативных реакций; активное
вовлечение родителей и сотрудников МДОУ в процессе оздоровления детей.
Кружок посещают 10 детей, проживающие в городе
Аксае.
Особенностью
набора являются дети, имеющие плосковальгусную
установку стопы. Дополнительная
образовательная программа рассчитана на один учебный год (количество
организованной деятельности за год – 34; 1 в неделю), 25 минут в неделю, за год
– 14 часов 16минут.
Организованная деятельность состоят из трех этапов:
1 этап (Диагностический).
Цель: Раннее выявление детей с диагнозом плоскостопия
2 этап
(Практический)
Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия
3 этап (Контрольный)
Цель:
Эффективность проводимой профилактической работы
Практический
этап состоит:
Вводная
часть – 15% (продолжительность 3
минуты)
·
Мотивация детей и
разминка: различные виды ходьбы и бега.
Основная
часть – 70% (продолжительность 19
минут).
·
общеразвивающие и
специальные игровые упражнения;
·
подвижная игра
или игровое упражнения.
Заключительная часть -15%
(продолжительность 3 минуты).
·
малоподвижная
игра или ходьба с выполнением заданий;
·
подведение
итогов.
Все
дети с плосковальгусной установкой стопы
выделены в специальную группу. С детьми дополнительно проводит профилактическую
работу инструктор ФИЗО в организованной деятельности. Ежегодная диагностика
состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским
персоналом МДОУ с использованием современных методов исследования. Зачисление в
кружок производится по результатам состояния опрно-двигательного аппара на
начало учебного года. Дети наблюдаются в динамике врачом-ортопедом и в конце года повторно делается плантограмма и сравнивается с предыдущей.
Медсестра МДОУ врач-ортопед и врач – педиатр детской поликлиники оценивают
состояние опорно-двигательного аппарата и делают заключение об эффективности
проводимой работы. На основе результатов диагностики формируются рекомендации
по профилактике деформации стоп.